Медико-социальная программа: учебно-методический центр и кабинет по профилактике подросткового курения

Целью этой программы, которую Общественный Совет реализовал в 2000-2002 годах совместно с Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Минздрава РФ, была подготовка научно-методической базы эффективной профилактики и лечения подросткового курения. Для этого в НИЦ профилактической медицины был создан специальный Учебно-методический центр. В задачи центра входило создание современных медико-социальных методов предотвращения подросткового курения и избавления от никотиновой зависимости. Разработанные центром методики включают групповую и индивидуальную психологическую профилактику, первичную диагностику при помощи тестовых методик, инструментальную диагностику и контроль, психотерапевтические воздействия, аутогенные тренировки, СКЭНАР-терапию, групповые тренинги. Была также сформирована одна из самых полных баз данных и материалов по проблеме профилактики подросткового курения и зависимостей.

Подготовленные методики учитывают три основных параметра, влияющие на эффективность профилактики и лечения. Во-первых, социальную ситуацию, что позволяет прогнозировать степень внешней поддержки проводимой профилактики. Во-вторых, психологическую готовность к отказу от курения, степень зрелости и самостоятельности желания бросить курить. В-третьих,  тип курения. Полученные данные позволяют выбрать метод профилактического воздействия и прогнозировать степень выраженности абстинентного синдрома.

Профилактические и лечебные методики создавались с расчетом на применение в медицинских кабинетах школ и других учебных или социальных учреждений. Для опробования методик на практике в Учебно-методическом центре был создан экспериментальный Кабинет профилактики курения подростков, который может быть воспроизведен практически в каждой школе или детском учебном заведении.

К участию в программе было привлечено около 200 московских и подмосковных школ. Центр активно распространял разработанные методики в учебных учреждениях, провел в школах свыше 100 семинаров «Первичная профилактика вредных привычек среди детей и подростков». подготовил методические разработки уроков по профилактике курения в школе, курс «Первичная профилактика вредных привычек в школе», видеокассеты с записью методических уроков профилактики (на примере школ Западного округа Москвы), памятки для родителей и другие материалы.

Сотрудники центра не только проводили в школах презентации кабинета и методики его работы, но и выявляли курящих школьников. Это обследование показало, что в Москве курят 42,8% учащихся. При этом около 70% курящих выразили желание принять помощь кабинета профилактики и получили первичную консультацию психолога и врача. Среди 300 подростков, получивших консультации и лечение в экспериментальном кабинете профилактики в течение первого полугодия 20002 года, 22% полностью отказались от курения, еще 32% сократили потребление табака более чем наполовину. Специалисты считают достигаемые результаты высокими, так как методика исключает принуждение и использование лекарственных воздействий. Следует отметить, что данные о курении получены не путем опроса, при котором подростки нередко не признаются в пагубной привычке, а путем химического контроля.

Разработанные методики призваны заложить основы массовой системы медицинской профилактики и избавления подростков от курения. Повсеместное внедрение этих методик могло бы дать ощутимый эффект, однако требует вложений, превышающих возможности Общественного Совета.