Брянская область – на третьем месте в стране по торговле нелегальными сигаретами

« Назад

Брянская область – на третьем месте в стране по торговле нелегальными сигаретами 13.10.2018 13:28

В Брянске состоялось заседание экспертного круглого стола по проблеме торговли нелегальными табачными изделиями. 

В экспертной дискуссии приняли участие представители власти, надзорных ведомств, таможни, полиции, общественных организаций, а также эксперты от производителей табачной продукции, дистрибьюторов и предприниматели. Главной темой встречи стала борьба с потоком нелегальных сигарет, который за последние годы в России все больше набирает обороты.

Во всем виновата граница?

По данным экспертов, в масштабах российского рынка объём нелегальной продукции составит около 20 млрд сигарет в 2018 году. Из-за этого государство теряет колоссальные суммы. Контрабандные табачные изделия могут быть намного привлекательнее для потребителя.

Как отметил директор по защите торговых марок-ЕАЭС аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ашот Чагарян, «государственный бюджет может потерять более 50 млрд рублей дохода от табачных акцизов и НДС»

Согласно исследованию аналитического агентства Kantar TNS, за первый квартал 2018 года, доля нелегального рынка сигарет значительно увеличилась до7,7% против 4,6% в 2017 году.

Что касается Брянской области, то она занимает третье место после Северной Осетии и Кабардино-Балкарии в антирейтинге по распространенности и доступности нелегальной табачной продукции.

По данным исследований Kantar TNS, доля нелегальных сигарет здесь – около 38%. Это в пять раз больше, чем в среднем по стране. При этом большая часть нелегальной продукции, которая сюда поступает, – белорусского производства. Сигареты ввозятся на территорию России нелегальным образом, без надлежащего оформления и уплаты налогов. Конечно, во многом такие негативные показатели можно объяснить приграничным положением региона. Но есть и другие причины, с которыми, в отличие от «неудачной» географии можно и нужно бороться.

Одна из таких причин – ценовая привлекательность нелегальной продукции. Развитие нелегального рынка сильно зависит от цены табачной продукции. Пачка белорусских сигарет может стоить всего 50-60 рублей только из-за того, что не уплачены налоги. Для сравнения – максимальный налог на пачку в России составляет 47 рублей. Все, что продается по цене ниже 60 рублей, это нелегальная продукция, т.е. налог не оплачен.

Оборот нелегальной продукции в Брянской области составляет 38%, что опережает обороты многих производителей.

А сумма налога, которую легальные производители платят в бюджет, примерно равна розничной цене контрабандных сигарет.

Налоги на сигареты в Белоруссии также существенно ниже российских: «Минимальный акциз на сигареты в Белоруссии составляет 9,5 рублей, а в России 46,7 - подчеркнул Баранов Виктор Николаевич, генеральный директор АО «Погарская сигаретно-сигарная фабрика». Поэтому для экспертного сообщества очевидна необходимость выровнять ставки акциза. При этом спрос на сигареты на белорусском рынке держится на уровне 20 млрд. сигарет, а производится целых 30 млрд».

Куда уходит избыток с белорусского рынка? На рынок, готовый нелегально такую продукцию реализовать.

Помимо того, что нелегальная продукция отличается низкой стоимостью, есть еще одна, не проблема – эту нелегальную продукцию сложно отследить. «Между Россией и Белоруссией фактически нет таможенной границы, мы работаем в рамках Таможенного союза и ЕАЭС. - прокомментировал и.о. начальника оперативного отдела Брянской таможни Кирилл Ерохин. - Поэтому контролировать перемещение табачной продукции между двумя странами практически невозможно».

Необходима гармонизация

Проблему контрабанды табака регулярно обсуждают на крупных международных встречах. Так, «на межпарламентской ассамблее России и Белоруссии, которая состоялась прошедшим летом, активно обсуждали вопрос проникновения к нам нелегальной табачной продукции из соседнего государства, - рассказал начальник отдела лицензирования и декларирования Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области Роман Ходин. Эксперты пришли к выводу, что одной из основных причин этого является разница в акцизах между Россией и странами ЕАЭС. «Эту проблему мы также обсуждали и на федеральной комиссии при президенте. Есть планы по выравниванию акцизов на территории российской Федерации и других стран-участниц ЕАЭС до 2020 года», - добавил Роман Ходин.

На межгосударственном уровне наиболее остро стоит вопрос гармонизации акцизных ставок в странах ЕАЭС и необходимость проработать возможность введения единой системы цифровой маркировки табачной продукции.

Несмотря на принятые меры, сегодняшняя ситуация говорит о том, что меры противодействия нелегальной торговле требуют более систематизированного подхода к решению проблемы, который должен включать более эффективную правоприменительную практику.

Штраф торговле не помеха

Однако эксперты сошлись во мнении о том, что, пока медленно вращающиеся колеса государственной машины набирают ход, необходимо активнее бороться с нелегальным табаком на местах.

Какие меры принимаются в России и, в частности, в приграничных регионах, в рамках борьбы с табачной контрабандой. И есть ли от этих мер реальная, ощутимая польза?

Год назад в Брянской области, чтобы противостоять потоку нелегального табака, была создана Комиссия под руководством губернатора Александра Богомаза.

Контроль и наказание за торговлю безакцизными сигаретами сегодня в основном относятся к полномочиям Роспотребнадзора и полиции.

По словам начальника отдела организации применения административного законодательства УОООП УМВД России по Брянской области Дмитрия Лисицы, «Сотрудниками полиции за истекший период этого года возбуждено 12 уголовных дел по статье 171.1 часть 6 "Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных табачных изделий" и по статье 327.1 "Изготовление и сбыт поддельных акцизных марок". Всего в текущем году изъято из незаконного оборота 600 тысяч пачек табачных изделий на сумму свыше 30 миллионов рублей и составлено 394 административных протокола. В рамках этих административных дел изъято 25 тысяч единиц табачной продукции, доставленных контрабандой из Белоруссии либо нелегально изготовленных на территории России».

Полиция составляет протоколы, предусматривающие, ответственность за незаконную реализацию табачной продукции. Далее собранная ими информация отправляется в Роспотребнадзор для принятия решения. Казалось бы, система работает и должна давать результаты.

Но результатов практически нет. Правонарушения в сфере распространения нелегальной продукции небольшие – до пяти тысяч рублей. После их уплаты нарушители не несут никаких экономических потерь от своей нелегальной деятельности и быстро восстанавливают убытки.

Чтобы решить эту проблему нужно и создать максимально некомфортные условия для контрабанды, необходимо изымать нелегальную продукцию и перекрывать каналы поставки. Кроме того, необходимо регулярно отслеживать тех, кто занимается оптом, перевозками этой продукции.

Что касается законодательных мер, которые, возможно, будут приняты в ближайшее время, то, как подчеркнул Роман Ходин, Брянская Комиссия по борьбе с нелегальным оборотом продукции обратилась в Государственную Комиссию с предложением поддержать законодательные изменения по ужесточению санкций за реализацию нелегальной табачной продукции, включая наделение полиции полномочиями составлять протоколы по части 4 статьи 15.12 КоАП.

Роспотребнадзор, следующуя структурная единица, ведущая борьбу с нелегальной торговлей, также добился определенных результатов. За 9 месяцев 2018 года Управлением Роспотребнадзора Брянской области возбуждено 61 административное дело, которые направлены в суд для рассмотрения. Из них 48 уже рассмотрено. По 27 принято решение о конфискации табачной продукции. Кроме того, вынесено постановлений на сумму больше 200 тысяч и конфисковано 50 пачек продукции. Тем не менее, затянутость процессов по борьбе с нелегальной торговлей также дает о себе знать: «проверяя информацию от полиции, мы часто вынуждены закрывать административные производства, - сказала начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Брянской области Ольга Карсунцева. – Потому что во время проверок, которые мы проводим для сбора доказательств, зачастую не застаем на месте нарушителей».

Поэтому эксперты Роспотребнадзора также выступают за наделение полиции полномочиями в возбуждении административного производства по специальной статье часть 4 15.12. Это могло бы существенно упростит контроль и способствовать повышению эффективности борьбы с нелегальной продукцией. Однако соответствующий законопроект, возвращающий полицейским право составлять административные протоколы и ужесточающий наказание для продавцов-нарушителей, по словам эксперта, на данный момент находится на рассмотрении в Госдуме – и когда он будет принят, никому неизвестно.

Тем не менее, на данный момент уже есть изменения, внесенные в федеральный закон от 18 апреля, в которых говорится о том, что Роспотребнадзор наделен правом проводить контрольные закупки. Ольга Карсунцева подтвердила этот факт, однако прокомментировала, что «к сожалению, на сегодняшний день не разработан правовой механизм осуществления Роспотребнадзором контрольных закупок, т.е. не издано соответствующее постановление, которое будет регламентировать порядок осуществления этой контрольной закупки».

Не менее важной в борьбе с нелегальной торговлей является помощь от предпринимателей, которые своими силами проводят мониторинги торговых точек и всячески содействуют государственным инициативам. По словам Дмитрия Горбатова, представителя компании «Мегаполис», частный бизнес «поддерживает как гармонизацию акцизов, так и возможную криминализацию табака и алкоголя в рамках действия 26 статьи УК».

Все равно кому продавать

Тем временем, дешевые контрафактные сигареты активно завоевывают огромное количество потребителей, в том числе и школьников, которых привлекает низкая цена и доступность нелегальных табачных изделий.

«Уже сегодня подростки могут купить сигареты в киосках и с лотков почти беспрепятственно, - подтвердила исполнительный директор общественного Совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская. –

Сейчас нас очень беспокоит эта проблема. Понятно, что нелегальный рынок - это огромный ущерб бюджету. Понятно, что это нечестная конкуренция и так далее, но это также и очень серьезный риск развития подросткового курения».

Распространение нелегального табака влечет за собой не только проблемы для экономики страны, но и удар по здоровью молодых людей. Это подтверждает мировой опыт: в тех странах, где наблюдается высокий оборот нелегальной продукции, существенно повышается уровень подросткового курения.

«Продавцам, торгующим из-под прилавка, совершенно все равно кому продать сигареты», - считает Анна Сорочинская.

По результатам закупочного контрольного рейда, который в сентябре проводил исследовательский холдинг РОМИР в 10 торговых точках Брянска, реализующих реализуют нелегальную продукцию, в семи точках продаж из десяти несовершеннолетним беспрепятственно продали сигареты.

Решать проблему нужно вместе

По мнению участников Круглого стола, бороться прежде всего необходимо не столько со следствиями массовой торговли нелегальными табачными изделиями, сколько с ее первопричинами. Причем в этой борьбе должны объединиться все заинтересованные стороны. Работу нужно вести не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Как отметил Ашот Чагарян, директор по защите торговых марок-ЕАЭС аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России: «Исходя из сегодняшней ситуации, противодействие нелегальной торговле требует более систематизированного подхода. Для того чтобы остановить рост рынка нелегальной табачной продукции в России и обеспечить устойчивые налоговые поступления в государственный бюджет, необходим комплексный подход, включающий предсказуемую взвешенную налоговую политику государства, ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции, а также повышение эффективности правоприменительной практики».

Что касается принятия мер на местах, то самыми эффективными методами могут стать более скоординированные действия полиции, Роспотребнадзора и муниципальных властей, а именно проведение большого количества совместных рейдов и оперативный обмен информацией. Кроме того, введение единой минимальной цены могло бы также способствовать оптимизации борьбы и стать действенным индикатором для контролирующих органов, позволяя быстро и эффективно определять нелегальную продукцию и выводить ее из розничного оборота.

Однако даже при самых эффективных шагах как в регионах, так и на федеральном уровне, все меры будут не оправданы и поверхностны, если они не будут поддержаны общественностью. Если курильщики продолжат покупать нелегальные сигареты, руководствуясь исключительно привлекательной ценой и не обращая внимания на незаконность торговли, их спрос вновь и вновь будет способствовать растущему предложению. В идеале, считают эксперты, россияне должны активнее сотрудничать с Роспотребнадзором и полицией и сообщать о всех подозрительных точках. Но насколько это осуществимо, покажет только время…