Опрос несовершеннолетних: "Особенности отношения современных подростков к проблеме курения"

« Назад

Опрос несовершеннолетних: "Особенности отношения современных подростков к проблеме курения" 22.03.2022 11:26

Исследовательский холдинг Ромир провел опрос российских подростков 11-17 лет, направленный на изучение уровня потребления табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетними. Исследование проводилось в пяти городах – центрах федеральных округов Российской Федерации: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Ярославль и Брянск. Было опрошено более 3 400 подростков.

По результатам исследования к концу 2021 года количество российских подростков, имеющих опыт курения обычных сигарет или электронных курительных устройств, составляет – 30,5 % (курят время от времени или регулярно). Этот показатель увеличился на 10% по сравнению с данными аналогичного исследования, проводимого в 2015 году.

Увеличение уровня курения обусловлено, прежде всего, появлением на рынке электронных курительных устройств, вызывающих интерес несовершеннолетних, при этом долгое время отсутствовал федеральный законодательный запрет на продажу этой продукции до 18 лет. Однако вырос и уровень потребления подростками традиционных сигарет - 23,8% респондентов отметили, что курят обычные сигареты постоянно или время от времени. По сравнению с данными 2015 г. этот показатель вырос на 3,6%. Тогда как в период с 2001 по 2015 годы напротив отмечалось постепенное снижение потребления несовершеннолетними сигарет.

Одной из причин увеличения потребления подростками традиционных сигарет рассматривается рост объемов торговли нелегальными сигаретами (контрафакт и контрабанда), доступными подросткам по цене и из-за отсутствия инструментов контроля продаж такой продукции. О том, что подростки употребляют нелегальную табачную продукцию, говорит еще один факт– 32% курящих сигареты участников исследования приобретают их по цене ниже 108 рублей за пачку (установленный законодателем России минимум стоимости легальной табачной продукции).

Доля подростков, курящих электронные курительные изделия, составила 25,4%. Чаще всего из широкого спектра электронных курительных устройств подростки выбирают одноразовые электронные сигареты – в силу их наибольшей ценовой и ассортиментной доступности. Так около 60% предпочитают курить одноразовые электронные сигареты, 30% чаще всего пользуются многоразовыми заправляемыми электронными устройствами, а 8,2% подростков используют системы нагревания табака. За последние годы изменились места самостоятельных покупок подростками средств для курения.

Из крупных торговых сетей трафик переместился в мелкие торговые точки, где подросткам могут продать как электронные курительные устройства, так и обычные сигареты. Так, подавляющее большинство – 73,2% опрошенных приобретает табачные изделия в небольших магазинах, павильонах, в специализированных торговых точках. Часть подростков (17,2%) приобретают сигареты в нелегальных местах продаж – на уличных лотках, столиках, рынках, автолавках и только 4,4% покупают сигареты в крупных сетевых магазинах и супермаркетах. В среднем около 40% курящих подростков периодически приобретают сигареты/вэйпы путем обращения к взрослым и совершеннолетним покупателям/друзьям/прохожим с просьбой приобрести для них эту продукцию и взрослые не отказывают. Больше половины опрошенных 56% респондентов, приобретающих табачные изделия в точках мелкорозничной торговли, заявили, что не испытывают больших трудностей в покупке такой продукции со стороны продавцов. Это свидетельствует о том, что проблема доступности табачной и никотинсодержащей продукции пока еще остается актуальной.

Почти 40% подростков заявляют, что бросят курить, если сигареты, в том числе электронные, не будут им продавать. Поэтому очень важно добиваться строгого соблюдения уже введенных законодательством ограничений на торговлю несовершеннолетним на практике, в торговых точках любых форматов.


Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить