История программы
Стартовав в 2000 году, программа имела целью убедить работников торговли отказаться от продажи табачных изделий несовершеннолетним. В 15 крупнейших городах страны прошла кампания социальной рекламы под девизом "Я поступаю правильно!".
Несколько членов Общественного Совета вошли в состав рабочей группы Комитета ГД РФ по здравоохранению и спорту, разработавшей текст Федерального Закона "Об ограничении курения табака", вступившего в силу в 2002 году. Закон впервые запретил продажу табачных изделий несовершеннолетним (ст. 4 Закона) на федеральном уровне.
В 2002-2004 целью программы было информирование продавцов о Законе. Она охватила свыше 265 тысяч торговых точек в 800 городах страны и сопровождалась кампанией социальной рекламы под девизом "Это закон!".
В 2005-2006 году начался новый этап программы под названием «Продавец! Соблюдай Закон!» в Северо-Западном федеральном округе. В оргкомитет программы вошли представители МВД, Роспотребнадзора и органов исполнительной власти. Совместно с сотрудниками МВД были организованы контрольные рейды, направленные на пресечение незаконных продаж сигарет подросткам. Состоялись пресс-конференции и Круглые столы, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.
В 2007-2008 году новой формой работы с торговыми сетями стали обучающие семинары-тренинги для продавцов. Тренинги направлены на повышение уровня правовой грамотности и рост личной ответственности работников торговли. Советом издана брошюра «Как отказать подростку в продаже табачных изделий». Брошюра предназначена для продавцов, администраторов магазинов, менеджеров по персоналу и специалистов учебных центров торговых предприятий, реализующих табачную продукцию.
В 2011-2019 году Совет расширяет географию программы, применяя новые формы работы. Создан учебный фильм, интернет-сайт программы и методические пособия для работников торговли. Проводятся социологические исследования по изучению динамики степени соблюдения продавцами закона, а также уровня подросткового курения. Собраны предложения представителей региональных органов власти и общественных организаций по изменению в законодательстве, ограничивающим продажу сигарет несовершеннолетним. Более 300 000 работников торговли из 50 000 торговых предприятий 60 регионов страны от Калининграда до Владивостока прошли обучение и подготовку в рамках программы Совета.
В 2009-2010 году Совет провел целый ряд мероприятий: социологические опросы работников торговли, пресс-конференции, круглые столы, семинары для руководителей предприятий торговли и обучающие тренинги для продавцов. Программа реализуется совместно с администрациями 25 крупных регионов России: Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Петрозаводск, Мурманск, Великий Новгород, Псков, Вологда, Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Самара, Астрахань, Тверь, Уфа, Хабаровск, Казань, Нижний Новгород, Иркутск, Тюмень, Ижевск, Волгоград, Майкоп, Воронеж, Саратов.
В 2020-2021 году Совет использует новые формы работы и проводит семинары для предприятий торговли в онлайн-формате. Такая форма позволяет охватить торговые точки, расположенные не только в городах региональных центров, но и в маленьких населенных пунктах. Вебинары проводятся регулярно и организуются совместно с региональными Правительствами. Совет создает специальный информационный ресурс для предприятий торговли «Не все товары – для детей и подростков!» через который можно скачать образовательные и информационные материалы для продавцов о запрете на продажу табачной и никотинсодержащей продукции, а также материалы для оформления мест продаж. В перечень направлений программы Совет включил мероприятия по борьбе с нелегальным рынком табака, который способствует доступу несовершеннолетних к табачной продукции.
Содержание программы (мероприятия)
1. Социологические исследования
Сбор данных для анализа состояния и динамики проблемы доступа несовершеннолетних к табачным изделиям и уровня подросткового курения России.
2. Конференции, круглые столы, совещания экспертных групп. Привлечение внимания общественности, формирование региональных инициатив и межотраслевых объединений для решения проблемы подросткового курения.
3.Семинары и тренинги для сотрудников торговых предприятий. Повышение правовой грамотности и личной ответственности работников торговли за соблюдение закона.
Внедрение в систему подготовки продавцов каждого предприятия торговли, специального инструктажа для продавцов на тему отказа в продаже сигарет лицам моложе 18-ти лет.
4. Информационные материалы о законодательном запрете на продажу сигарет несовершеннолетним.
Подготовка, издание и распространение в предприятиях торговли.
5. Сотрудничество со средне-специальными образовательными учреждениями.
Внедрение обучающих и методических материалов в учебный план по подготовке и повышению квалификации работников торговли.
Результаты программы
Организовано обучение 300 000 работников торговли из 50 000 торговых предприятий
Правительства и администрации 60 регионов страны оказывают содействие Совету в решении проблемы доступа несовершеннолетних к табачным изделиям.
В 10 регионах России прошли совещания межотраслевых экспертных групп по обеспечению законодательного запрета на доступ подростков к табачной продукции.
Состоялись четыре Всероссийские конференции по проблеме подросткового курения с участием представителей 60-ти регионов страны. Итоговые Меморандумы содержат конкретные предложения по решению проблемы подросткового курения.
Изменилось федеральное законодательство, регулирующее доступ несовершеннолетних к сигаретам. В статье 20 №15-ФЗ, пунктах 6.23 и 14.53 КоАП ужесточены требования и усилены наказания за их нарушения.
В регионах России за последние пять лет наметилась и сохраняется устойчивая динамика к снижению объема продаж сигарет несовершеннолетним. В 2015 году процент продавцов, соблюдающих закон, достиг в некоторых регионах показателя 78 – 88% (данные РОМИР).
Уровень подросткового курения в России значительно снизился: Согласно данным исследования ЦЕССИ за 2000 год, количество подростков, имеющих опыт курения, составляло 59%. По данным Исследовательского Холдинга Ромир 2015 года – 31%.