История программы
Стартовав в 2000 году, программа имела целью убедить работников торговли отказаться от продажи табачных изделий несовершеннолетним. В 15 крупнейших городах страны прошла кампания социальной рекламы под девизом "Я поступаю правильно!".
Несколько членов Общественного Совета вошли в состав рабочей группы Комитета ГД РФ по здравоохранению и спорту, разработавшей текст Федерального Закона "Об ограничении курения табака", вступившего в силу в 2002 году. Закон впервые запретил продажу табачных изделий несовершеннолетним (ст. 4 Закона) на федеральном уровне.
В 2002-2004 целью программы было информирование продавцов о Законе. Она охватила свыше 265 тысяч торговых точек в 800 городах страны и сопровождалась кампанией социальной рекламы под девизом "Это закон!".
В 2005-2006 году начался новый этап программы под названием «Продавец! Соблюдай Закон!» в Северо-Западном федеральном округе. В оргкомитет программы вошли представители МВД, Роспотребнадзора и органов исполнительной власти. Совместно с сотрудниками МВД были организованы контрольные рейды, направленные на пресечение незаконных продаж сигарет подросткам. Состоялись пресс-конференции и Круглые столы, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.
В 2007-2008 году новой формой работы с торговыми сетями стали обучающие семинары-тренинги для продавцов. Тренинги направлены на повышение уровня правовой грамотности и рост личной ответственности работников торговли. Советом издана брошюра «Как отказать подростку в продаже табачных изделий». Брошюра предназначена для продавцов, администраторов магазинов, менеджеров по персоналу и специалистов учебных центров торговых предприятий, реализующих табачную продукцию.
В 2009-2010 году Совет провел целый ряд мероприятий: социологические опросы работников торговли, пресс-конференции, круглые столы, семинары для руководителей предприятий торговли и обучающие тренинги для продавцов. Программа реализуется совместно с администрациями 25 крупных регионов России: Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Петрозаводск, Мурманск, Великий Новгород, Псков, Вологда, Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Самара, Астрахань, Тверь, Уфа, Хабаровск, Казань, Нижний Новгород, Иркутск, Тюмень, Ижевск, Волгоград, Майкоп, Воронеж, Саратов.
В 2011-2019 году Совет расширяет географию программы, применяя новые формы работы. Создан учебный фильм, интернет-сайт программы и методические пособия для работников торговли. Проводятся социологические исследования по изучению динамики степени соблюдения продавцами закона, а также уровня подросткового курения. Собраны предложения представителей региональных органов власти и общественных организаций по изменению в законодательстве, ограничивающим продажу сигарет несовершеннолетним. Более 300 000 работников торговли из 50 000 торговых предприятий 60 регионов страны от Калининграда до Владивостока прошли обучение и подготовку в рамках программы Совета.
В 2020-2021 году Совет использует новые формы работы и проводит семинары для предприятий торговли в онлайн-формате. Такая форма позволяет охватить торговые точки, расположенные не только в городах региональных центров, но и в маленьких населенных пунктах. Вебинары проводятся регулярно и организуются совместно с региональными Правительствами. Совет создает специальный информационный ресурс для предприятий торговли «Не все товары – для детей и подростков!» через который можно скачать образовательные и информационные материалы для продавцов о запрете на продажу табачной и никотинсодержащей продукции, а также материалы для оформления мест продаж. В перечень направлений программы Совет включил мероприятия по борьбе с нелегальным рынком табака, который способствует доступу несовершеннолетних к табачной продукции.
В 2022 году Совет разработал и запустил кампанию по борьбе с продажей вейпов и сигарет несовершеннолетним «Спасибо за отказ!». Кампания включает в себя распространение информационных материалов в местах продажи сигарет и электронных систем доставки никотина, размещение наружной социальной рекламы, а также внедрение системы общественного контроля за выполнением продавцами требований закона, запрещающего продажу табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним. К 2024 году к кампании подключились 14 регионов РФ, включая Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Во всех регионах кампания проводится Советом совместно с региональными правительствами и добровольческими организациями. Подробнее о кампании – спасибозаотказ.рф.